В наши дни дистанционное мошенничество с использованием методов социальной инженерии – далеко не новость. Правоохранительные органы, Банк России и правозащитные организации постоянно предупреждают граждан о рисках и часто применяемых злоумышленниками сценариях. Однако мошенники не стоят на месте, изобретая новые схемы для обмана граждан.
И прежде всего они пытаются сыграть на доверии населения к официальным организациям. Одной из таких схем является использование фейкового приложения Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы (далее – ЕМИАС), внешне похожего на официальное.
Как работает схема?
Злоумышленники звонят гражданам, сообщая об отмене их записи к врачу в системе ЕМИАС. Пользователю предлагают «решить проблему» и срочно установить обновленное приложение медицинской системы.
На самом деле это вредоносное программное обеспечение (далее – ПО), которое внешне практически не отличается от оригинала.
В частности, как видно на приведенном ниже примере, поддельное приложение ЕМИАС, которое используется мошенниками, отличается от оригинала одной красной точкой на ярлыке.
Едва заметные отличия фишингового ПО могут быть и другими.
После его установки мошенники получают доступ к устройству жертвы и переводят деньги на свои счета через приложения дистанционного банковского обслуживания. Мошенники также могут получить доступ к различным приложениям, включая портал «Госуслуги». Некоторые из них ограничиваются переводом денежных средств на свои счета, тогда как другие стараются собрать максимально возможное количество конфиденциальной информации о жертве.
Кто чаще становится жертвой?
Этот сценарий чаще всего применяется в отношении пожилых людей. Злоумышленники используют их недостаточную осведомленность в технологиях, эмоциональную уязвимость и дефицит общения. Пожилые люди часто доверяют незнакомцам, проявляющим внимание и готовность «помочь». Получив необходимые сведения, злоумышленники манипулируют персональными данными, что приводит к серьезным финансовым потерям для граждан, попавших в ловушку.
Пример из практики
В конце ноября в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде обратилась москвичка, ставшая жертвой подобной схемы. Мошенники убедили ее установить фейковое приложение, через которое похитили 280 тысяч рублей. Сейчас специалисты Центра собирают доказательства для оказания ей юридической помощи. Однако, как и в других подобных случаях, ситуация осложнена тем, что жертва сама предоставила злоумышленникам доступ к своим данным.
Как защититься?
Внимание и осведомленность – лучшие меры профилактики против мошенничества.
Если вы все же стали жертвой мошенников, установив вредоносное ПО, необходимо незамедлительно отключить аппарат от всех сетей связи (извлечь сим-карту, отключить Wi-Fi) и не сбрасывать телефон до заводских настроек, не удалять приложение и ссылки на него, направленные киберпреступниками.
В дальнейшем это может обеспечить результативность экспертизы устройства и возможность оспаривания совершенных от вашего имени действий.
Материал подготовлен: Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «ГРЧЦ»